На протяжении трех последних столетий Россия переживает период бурного расцвета военной мощи и заслуженно владеет статусом великой военной державы. Сегодня «зубастые» вооруженные силы РФ держат в напряжении не только европейские коалиции и восточных соседей, но также заставляют сдерживать свой горячий пыл технически «подкованную» и «продвинутую» армию США. Во многом такое положение дел обусловлено наличием хорошо развитого Военно-Морского Флота. С момента основания и в настоящее время ВМФ выступает в качестве бескомпромиссного «фактора сдерживания» и важного внешнеполитического инструмента русского государства.

На действующие морские и береговые подразделения Военно-Морских Сил (ВМС) возложена крайне ответственная задача — при любых обстоятельствах обеспечивать территориальную целостность государства, безопасность гражданского населения, всестороннюю оборону объектов социальной инфраструктуры и стратегических морских баз, защиту национальных интересов страны. В прямые обязанности отдельных подразделений ВМФ входит проведение мероприятий по противодействию злостному нарушению морских и воздушных рубежей в мирное и военное время.

С поставленными задачами и приоритетными целями российский флот успешно справляется на протяжении многих лет. Оно и неудивительно, ведь ВМС РФ считаются наиболее развитыми, по сравнению с боевыми флотами западных военных держав. Корабли и подлодки способны уверенно сдерживать агрессию противника по всем фронтам и направлениям, и при необходимости наносить ответные ракетные удары по наземным стратегическим объектам, средствам ПВО и воздушным целям.

ВМС РФ обладают всем необходимым вооружением и современным техническим оснащением, чтобы выполнять достаточно широкий спектр боевых задач:

  • в случае явной угрозы уничтожать морские объекты и авиацию противника;
  • оказывать огневую поддержку подразделениям сухопутных войск;
  • сопровождать перевозку боеприпасов, техсредств и военной техники для проведения наступательных или оборонительных операций;
  • отражать атаки вражеских десантов и массированные ракетные удары с неба.

Маневренные надводные корабли и тихие подводные атомоходы бороздят акватории морей и океанов 24 часа в сутки, поэтому застать Россию врасплох и «оглушить» так называемым «эффектом неожиданности» однозначно не получится. Для решения важных стратегически важных задач по предотвращению развязывания военного конфликта в составе ВМФ предусмотрены вооруженные силы общего назначения, а также тактические силы спецназначения, имеющие прямой доступ к ядерному потенциалу и оружию массового поражения.

Содержание Статьи

Приоритетные цели

Защита российских границ и суверенитета страны — первостепенная задача, тогда как вторым приоритетом для надводных и подводных подразделений ВМФ является регулярное проведение «профилактических» мер по предотвращению вооруженных конфликтов, как поблизости с государственными рубежами, так и в других регионах материковой зоны. Сегодня корабли ВМС принимают активное участие в различных миротворческих миссиях ООН, как по личной инициативе, так и согласно заключенных международных обязательств. Россия — великая держава с огромным военным потенциалом, но всегда старается разрешить возникшие противоречия исключительно дипломатическим путем. Но если агрессия со стороны потенциального врага переходит пределы разумного и приобретает угрожающий характер, русский Военно-морской флот мгновенно «переключается» в режим повышенной боеготовности, в короткие сроки мобилизуя все имеющиеся технические и человеческие ресурсы, и принимает вызов.

Для противодействия внешним военным угрозам и локализации конфликтов, а также с целью недопущения широкомасштабных военных операций в морских и океанских акваториях, одновременно могут быть задействованы все структурные подразделения ВМФ: боевые отряды морпехов, отдельные части спецназначения, надводные и подводные корабли, войска береговой охраны и морская авиация. Многолетний опыт, современное вооружение и уникальное техническое оснащение позволяют эффективно и на самом высшем уровне проводить оборонительные операции или организовывать контрнаступление в условиях континентальных боевых действий на суше и море.

Тревожные события последних десятилетий кардинально изменили геополитическую ситуацию в плане морского «господства». Как показала мировая практика, военно-морской флот бывшего Советского союза и уже независимой Российской Федерации, созданный в соответствии с грамотной военной стратегией, оказался достаточно хорошо адаптированным как к активным боевым действиям, так и реалиям «холодной войны». Военные корабли, бороздящие просторы Тихого, Северного Ледовитого и Атлантического океанов под флагом советских ВМФ, оказали заметное влияние на политические процессы в мире. Одно только присутствие военно-морских сил СССР поблизости с границами других государств позволило неоднократно предотвратить назревающие острые конфликты и вооруженные противостояния.

История развития флота

Становление и развитие русского боевого флота происходило в период 17–20 вв., при этом сама идея создания регулярных военно-морских сил не была случайной «прихотью», а являлась вполне логической исторической закономерностью. В начале XVIII столетия Россия пребывала в территориальной и политической изоляции, поэтому искала веский и достаточно убедительный «аргумент», чтобы доказать собственную самостоятельность и обрести полную независимость от неблагоприятных внешних факторов. Это было крайне важно для возрождения экономики и развития промышленной сферы. Выход из сложной ситуации появился с приходом к власти царя Петра I Алексеевича.

В 1696 году, заручившись поддержкой бояр, государь приступил к созданию военного флота, лично «курируя» этот процесс и принимая непосредственное участие в составлении проектов будущих боевых кораблей. Его знаменитые слова «Морским судам быть…», ставшие впоследствии крылатой фразой, положили начало совершенно новому этапу развития русской армии. 20 октября 1696 года русские моряки имеют полное моральное право считать «красным днем» календаря, поскольку эта историческая дата является днем рождения Императорского Флота, который спустя 300 лет «переродился» в грозный и могущественный ВМФ России.

Темпы строительства кораблей для флота впечатляли своими масштабами. На начало 1700 года с адмиралтейских верфей на воду спустили порядка 150 единиц парусных и гребных судов. В середине 1714 года русские матросы во главе с Петром I успешно сдали «экзамен на прочность», пройдя боевое крещение в Северной войне. Военный флот России сумел одержать свою первую значимую победу. Тогда же зародилась морская традиция выстраивать корабли «в шеренгу» и палить в небо из пушек. Полученный боевой опыт послужил мощным толчком для дальнейшего совершенствования стратегии и тактики ведения морских сражений.

В период 1700-1721 гг. в ходе затяжного и яростного противостояния со шведскими войсками за право обладания прибалтийскими землями и прямой выход в акваторию Балтийского моря были определены ключевые цели русского боевого флота:

  • противодействие атакам врага с моря;
  • содействие пешим войскам на берегу;
  • нанесение ударов по наземным целям.

Спектр боевых задач расширялся и сужался, в зависимости от внутренних факторов — состояния экономики, политической ситуации в стране и характера вооруженного противостояния. От этих «колебаний» напрямую зависела и востребованность других подразделений, которые числились в составе флота. На сложном и «тернистом» пути развития современного ВМФ России можно выделить особенно важные этапы, сыгравшие ключевую роль в укреплении мощи действующих военно-морских сил.

  1. Флот Империи

После уверенной победы над шведами в российской армии начался полномасштабный процесс модернизации и переоснащения боевых пушечных кораблей. В 1721 году полностью изменился штат ВМС, а сам флот повысили в «звании», присвоив ему статус Императорского. На верфях развернули широкомасштабное строительство новых 54-пушечных кораблей многоцелевого назначения, а спустя несколько лет талантливые русские инженеры приступили к реализации самого уникального проекта по строительству мощного 100-пушечного военного корабля I ранга «Петр Первый и Второй», который назвали в честь российских императоров.

Бурный расцвет военно-морских сил длился недолго. После смерти императора Петра I развитие флота застопорилось. В 1726 году на воду спустили только 54-пушечный корабль в единственном экземпляре, а в период с 1727–30 гг. адмиралтейские верфи и вовсе пустовали. Долгожданную «эпоху возрождения» русского военно-морского флота историки связывают с приходом к власти в стране представительницы царской династии Романовых императрицы Анны Иоанновны. В 1931 году началось строительство новых, более современных кораблей, и возобновились военные учения в Балтийском море. В 1745 году на вооружении ВМФ находилось более 100 боевых «парусников», около 10 фрегатов, порядка 35 линейных кораблей, а также отдельно были предусмотрены транспортные суда для выполнения морских перевозок. В полной боеготовности русский имперский флот стоял на страже морских рубежей до 1917 года.

В 1914 году высшими чинами штаба общевойскового командования Императорской армии России было принято решение в срочном порядке сформировать на морских базах Балтийского и Черноморского флотов отдельные части гидроавиации, которые стали прототипом будущих подразделений Военно-морской авиации. Этот эксперимент прошел успешно, и уже через два года новые подразделения были выделены в самостоятельный род войск. Ближе к середине 30-х годов ХХ столетия структура ВМФ включала:

  • военно-морскую авиацию;
  • части береговой обороны;
  • новые подразделения ПВО.

За почти 200-летнюю историю в «биографии» имперского российского флота оставили след многие выдающиеся личности, которые собственноручно внесли неоценимый вклад в развитие морского военного искусства и укрепили «закалку» моряков. Одним из активных деятелей был легендарный русский флотоводец — адмирал Павел Степанович Нахимов. Когда во время Крымской войны в 1854–55 гг. англичане и французы осаждали Севастополь, Нахимов проявил храбрость и героизм, а также грамотно построил оборону города. Кульминацией в развитии ВМФ Российской Империи стали боевые действия в Первой мировой войне, после завершения которой начинается новый этап развития ВМС.

  1. Советский флот

В период продолжительного германско-российского противостояния 1941–45 гг. корабли и авиация ВМФ СССР выступили в качестве ключевого «сдерживающего фактора» против яростной агрессии немецких оккупантов. За годы кровопролитной войны советские моряки проявили себя исключительно с лучшей стороны — потопили более 1500 боевых и транспортных кораблей противника. При этом около 50% урона нанесли летчики военно-морской авиации. Подводные лодки в общей сложности уничтожили около 5–7% всех потопленных кораблей. От советских мин пострадало порядка 10% надводных и подводных объектов противника. После победы над Германией русский флот начал укреплять свои позиции на мировой арене.

Основной пик развития советских ВМС пришелся на вторую половину 80-х годов. В их составе уже насчитывалось 4 отдельных флота, а также отдельно функционировала Каспийская флотилия с главным пунктом базирования в Астрахани. Военные корабли флота «ходили по морям» не только для выполнения конкретных боевых задач. Некоторые фрегаты принимали участие в открытии новых земель, а также использовались с целью проведения научных исследований в условиях крайнего Севера и на полярных льдах Антарктиды. Как показала практика, наличие мощного флота — это не только гарантия территориальной целостности и безопасности государства, но и неоценимая польза для развития мирных отраслей страны.

Состав Флота

Организация военных и миротворческих операций, а также управление личным составом и функциональными техническими «ресурсами» ВМФ (надводными боевыми катерами, кораблями и авианосцами, подводными лодками, силами морской авиации и др.) возложено сегодня на штаб Главного командования ВМС РФ. При этом сам российский флот состоит из нескольких независимых общевойсковых формирований оперативного значения, выполняющих разные боевые задачи на отдельных направлениях.

  1. Балтийский ВМФ

Базируется поблизости с так называемыми «окнами в Европу», которые «прорубил» еще Петр I — на базах ВМС в городах Балтийск и Кронштадт. Помимо выполнения основных задач по несению караула на морских рубежах и противодействию вторжению со стороны Европы, силы БФ обеспечивают безопасное прохождение транспортных и иных судов, а также используются, как эффективный внешнеполитический инструмент воздействия на западных соседей.

На сегодняшний день, в связи с активным развертыванием на территории Евросоюза военных баз Североатлантического Альянса (НАТО), Балтийский флот находится в процессе постоянной модернизации. Главной силой являются эскадренные миноносцы с символичными названиями «Беспокойный» и «Настойчивый». Но поскольку обстановка в регионе нестабильная, их планируется усилить современными фрегатами, которые оснащены крылатыми ракетами против надводных объектов и торпедами против АПЛ и дизельных подводных лодок.

  1. Северный ВМФ

Основные ударные силы базируются на военно-морских базах городов Североморск и Северодвинск. Этот флот по праву признан самым боеспособным. На вооружении находятся атомоходные подводные лодки, оснащенные «до зубов» ядерными ракетами и торпедами, морская авиация стратегического назначения, а также самый мощный флагман Северного ВМФ — тяжелый атомоходный крейсер «Петр Великий», способный выполнять любые поставленные задачи.

  1. Черноморский ВМФ

Создан в 1783 году по указу Екатерины II Алексеевны. Основная часть черноморского ВМФ базируется на исторической родине в городе Севастополь, другая — на второй базе в городе Новороссийск. Силы ВМА предназначены для борьбы с наземными, морскими, воздушными и подводными объектами противника, тогда как кораблям класса «океан-море» и субмаринам, работающим на дизельном генераторе, доводится выполнять самые разноплановые задачи. Флагманом ЧФ является универсальный многоцелевой крейсер-ракетоносец «Москва».

В ближайшем времени планируется провести комплексную модернизацию вооружения и технического оснащения. Силы морской авиации ЧФ будут усилены стратегическими штурмовыми истребителями Су-25 СМ, а также многоцелевыми самолетами четвертого поколения МиГ-29. Подразделения береговой обороны получат современные ЗРК С-300 и Панцирь-С1. Кроме этого, на вооружение Черноморского ВМФ поступят маневренные корабельные вертолеты универсального назначения Ка-52К, которые получили грозное прозвище «Катран».

  1. Тихоокеанский ВМФ

Стратегические базы размещены сразу в трех российских городах: во Владивостоке, в Фокино и Малом Улиссе. Первостепенной задачей ВМФ является обеспечение обороны Российской Федерации со стороны морских границ Азиатско-Тихоокеанского региона. Помимо основных обязанностей, выполняет функцию ядерного сдерживания США. В боевом режиме постоянно числятся атомные подлодки многоцелевого назначения, готовые в любой момент приступить к военным действиям. На вооружении Тихоокеанских ВМС находятся крейсеры-ракетоносцы, морская авиация и дизельные подводные лодки. Часть личного состава несет службу в подразделениях береговой обороны. Флагманом является универсальный ракетный крейсер «Варяг».

  1. Каспийская флотилия

Основные группировки сил располагаются на базе ВМС в городе Астрахань, а отдельные спецбригады морских катеров, оснащенные реактивной артиллерией, базируются на «перевалочных» базах в городах Каспийск и Махачкала. В составе флотилии, помимо боевых кораблей и сил морской авиации, находятся поисково-спасательные подразделения, технические и тыловые части, а также войска береговой обороны. Каспийская флотилия находится в подчинении Южного ВО. Флагманом является современный сторожевой корабль — корвет «Дагестан», поступивший на вооружение в 2012 году. Он предназначен для борьбы с подводными лодками и оснащен крылатыми ракетами «Калибр-НК». Вторым по значимости боевым кораблем является «Татарстан». Ключевые задачи флотилии: противодействие морскому терроризму и защита государственных интересов РФ в регионе акватории Каспийского моря.

Структура Военно-Морского Флота

Ударная боевая мощь российских ВМС представлена не только кораблями, но также незаметными «хищницами морей и океанов» — дизельными и атомоходными подводными лодками. Большая их часть досталась в наследство от Советского союза, однако сегодня на вооружение поступают и более современные образцы. Подводные лодки равномерно рассредоточены в акватории Мирового океана и в любой момент готовы применить оружие стратегического значения. В зависимости от поставленных задач, выделяют несколько основных типов подлодок:

  • «атомоходы» — имеют на вооружении современные крылатые ракеты класса «корабль-корабль», предназначенные для поражения вражеских объектов над водой, и дополнительно оснащены баллистическими боеголовками с ядерным зарядом для «контрольного» удара по наземным объектам;
  • торпедные — чаще всего применяются для сопровождения «атомоходов» с ядерным оружием на борту, но в ряде случаев способны выполнять индивидуальные боевые задачи по уничтожению и преследованию вражеских подлодок, а также выведению из строя вражеских подводных коммуникаций;
  • дизельные — предназначены для выполнения типовых задач, поскольку не рассчитаны на проведение боевых операций на дальних расстояниях от основной базы из-за ограничения по времени автономной работы.

В современных реалиях наиболее боеспособной и оперативной силой российского военно-морского флота являются надводные корабли. Традиционно они выполняют задачи по сдерживанию ВМС противника: прикрывают береговую линию и наносят удары по вражеским объектам, находящимся на воде, под водой и в воздухе. Строительство авианосцев, а также палубных кораблей позволило повысить уровень маневренности и боеспособности ВМФ. Наличие развернутых сил морской палубной авиации (вертолетов и самолетов) существенно расширило возможности по ведению борьбы с подлодками противника. Корабли — основная боевая единица ВМФ. Они обеспечивают прикрытие и сопровождение подводных «атомоходов», перевозят ударные силы морского десанта, а также выполняют операции по установке минных заграждений и защите собственных надводных и подводных коммуникаций.

Палубная морская авиация выступает в роли воздушной ударной мощи русского флота. Ключевыми задачами являются: перехват и уничтожение вражеских самолетов и вертолетов, нанесение мощных массированных ударов по зенитно-ракетным комплексам (ЗРК), средствам ПВО и другим наземным объектам противника. Кроме палубной и береговой авиации ВМС, выделяют также специальные силы быстрого реагирования — тактические и стратегические подразделения, основу которых составляют штурмовые истребители и тяжелые бомбардировщики.

Для большей эффективности морская палубная авиация тесно взаимодействует с силами стратегических и тактических подразделений военно-морской авиации (ВМА). Последние выполняют специальные боевые задачи по противодействию вражеским группировкам и военным формированиям, состоящих из надводных кораблей, включая авианосцы, подлодок и транспортных объектов. Помимо этого, стратегическая и тактическая авиация способна наносить ракетные и бомбовые удары по объектам, находящимся на береговой линии. Силами разведывательной авиации ВМФ выполняется предварительная оценка обстановки в воздухе, море и на суше.

Корабельные вертолеты ВМА являются эффективным инструментом для организации наступательных операций. С их помощью корабли и морская ударная авиация получают подробную информацию о месторасположении подводных лодок, вражеских противокорабельных ракетных установок и низколетящих самолетов. Также вертолеты перевозят силы десанта. На вооружении вертолетов имеются специальные ракеты «воздух-поверхность», что позволяет обеспечить огневую поддержку сухопутных сил и десантируемых подразделений, а также вести борьбу с артиллерийскими катерами.

Десантные спецподразделения морпехов предназначены для проведения боевых операций, как полностью автономно, так и вместе с частями сухопутных войск. В их задачи входит:

  • захват и удерживание позиций на береговой линии;
  • диверсии в тылу врага;
  • борона баз ВМС, а также стратегических пунктов (портов, баз и др.) и военных объектов наземной локации.

Прикрытие морских пехотинцев обеспечивается силами морской авиации и ЗРК кораблей. На суше морпехи используют практически такое же вооружение, как и у мотострелковых частей. На сегодняшний день в составе отдельных подразделений морской пехоты ВМФ числится порядка 35 тысяч человек личного состава.

В обязанности морских войск береговой обороны (БО) входит организация комплексной защиты баз ВМС России, «перевалочных» портов, а также стратегически важных объектов: островов, проливов и конкретных участков местности, расположенных вдоль линии побережья. Тыловые подразделения войск БО ВМФ выполняют ответственные задачи по прикрытию и техническому обеспечению основных наступательных сил во время проведения полномасштабных боевых операций. На постоянном вооружении войск береговой обороны находятся самоходные и стационарные артиллерийские установки, ЗРК, торпеды и мины, сторожевые катера. Вдоль прибрежной полосы расположены усиленные береговые укрепления.

Судостроение мирового уровня

Постоянно растущая мощь российского ВМФ — заслуга не только военнослужащих флота, но и гражданских людей, которые днями напролет трудятся на заводах оборонной промышленности РФ. Объединенная судостроительная корпорация насчитывает сегодня более сорока различных предприятий, включая заводы и проектно-конструкторские бюро. В общей сложности в сфере проектирования и строительства военных кораблей, «атомоходов» и дизельных подводных лодок задействовано порядка 80 тысяч рабочих, техников и инженеров. Основной «фронт работ» локализуется сегодня на трех промышленных гигантах в области судостроительства.

  1. «Адмиралтейские верфи» — центр неатомного кораблестроения, который находится в «Северной столице» России городе Санкт-Петербурге. Является почетным «ветераном» из всех отечественных судостроительных предприятий. Функционирует на протяжении более трех столетий. За это время на «Адмиралтейских верфях» построили и спустили на воду около 2500 боевых кораблей и транспортных судов. Здесь же были созданы первые корабли-пароходы, а также военные линкоры и крейсеры. В наши дни предприятие прикладывает колоссальные усилия для возрождения морской славы России.
  2. Балтийский завод — занимается проектированием и производством как военных, так и обычных гражданских кораблей, выпускает атомные и дизельные ледоколы, в том числе и плавучие АЭС. На заводе находится стапель, длина которого составляет 350 метров, что дает возможность строить корабли дедвейтом до 100 тысяч тонн. Также здесь производят бронзовые и латунные гребные винты диаметром до восьми метров. В 2016 году на воду торжественно спустили самый большой и мощный атомный ледокол в России, который получил грозное название «Арктика».
  3. «Северная верфь» — один из самых крупных российских судостроительных заводов, который уже на протяжении многих лет специализируется на строительстве сторожевых корветов, маневренных ракетных фрегатов, эсминцев и кораблей спецназначения. «Северная верфь» начала работать в 1912 году и сегодня считается ведущим предприятием ОПК Российской Федерации. За это время на верфи построено более 500 боевых и гражданских кораблей.

Объединенная судостроительная корпорация России ежегодно выпускает и ремонтирует более 90% боевых кораблей. Контрольный пакет акции ОСК принадлежит государству, что позволяет полностью контролировать процесс переоснащения флота. Среди огромного количества проектов военных кораблей отдельно стоит отметить многоцелевые фрегаты проекта 22356, эсминец проекта 21956 и сторожевые корабли «Корсар».

3 самых мощных корабля ВМФ России

«Петр Великий»

Тяжелый российский атомоходный крейсер-ракетоносец третьего поколения, который создан по спецпроекту 1144 «Орлан». Считается самым большим кораблем с ядерными силовыми установками в мире. На вооружении «Петра Великого» находятся «умные» крылатые ракеты «Гранит», которые способны уничтожать крупные подводные лодки и надводные военные корабли противника. Главной задачей русского крейсера, который является флагманом Северного ВМФ, является уничтожение отдельных авианосных групп кораблей, находящихся в акватории открытого моря или океана.

Водоизмещение корабля – 25 860 тонн, автономность плавания рассчитана минимум на 40–50 суток, но не более 2,5 месяца. Несмотря на приличные габариты (28 метров в ширину и 250 метров в длину) способен развивать максимальную скорость свыше 30-ти узлов. На борту находятся два многоцелевых вертолета Ка-27, которые предназначены в основном для уничтожения подводных лодок, находящихся в радиусе 200 км от корабля. В качестве силовой установки используются 2 ядерных реактора, мощность каждого из которых составляет 150 Мегаватт. Для обслуживания «Петра Великого» задействовано более 700 человек личного состава. Кроме ракетных установок, на корабле также размещены ПВС «Кортик», автоматическая двуствольная пушка АК-130 калибра 130 мм, ПВК «Риф» С-300Ф, РТК «Водопад» и специальный морской бомбомет реактивного типа РБУ-1000 «Смерч-3».

«Москва»

Многоцелевой гвардейский крейсер-ракетоносец Черноморского ВМФ. Обеспечивает сохранность боеспособности отдельных корабельных противолодочных группировок, а также способен сдерживать атаку надводных ударных кораблей противника, включая авианосцы стратегического назначения. В число основных задач крейсера «Москвы» входит огневая поддержка десантных подразделений морпехов и огневое прикрытие удаленных боевых соединений корабельными средствами ПВО.

Технические характеристики:

  • ширина составляет 21 метр, длина — 186 метра;
  • скорость на полном ходу — свыше 30 узлов;
  • максимальный объем водоизмещения — 11,5 тысяч тонн;
  • дальность плавания корабля — до 6 тысяч миль.

Крейсер-ракетоносец «Москва» способен достаточно эффективно бороться с подводными лодками и обстреливать линию побережья, точно поражая наземные цели врага. Корабль постоянно оттачивает тактику морского боя в военных учениях и даже принимал участие в краткосрочных спецоперациях, которые проводились в ходе вооруженного столкновения с Грузией. Экипаж — более 500 человек личного состава. С мощным ракетным вооружением класса «поверхность-поверхность» этот крейсер представляет достаточно серьезную угрозу для ВМС противника, несмотря на то, что сегодня корабль нуждается в модернизации.

На вооружении находятся П-500 «Базальт», автоматические двуствольные пушки AK-130, шестиствольные зенитные артиллерийские установки АК-630, морские бомбометы РБУ-6000, а также палубный вертолет Ка-27. На «Москве» функционирует знаменитая зенитная ракетная система С-300Ф «Форт» вертикального запуска, включая корабельные установки ЗРК «Оса-МА.

 «Юрий Долгорукий»

Атомная подводная лодка (АПЛ) стратегического назначения четвертого поколения с гидроакустическим покрытием корпуса. Названа в честь основателя российской столицы — Москвы. Создана по спецпроекту №955 «Борей» в ЦКБМТ «Рубин». Основное «место прописки» — Гаджиево. Входит в состав подразделений Северного ВМФ. Подводный «атомоход» используется для проведения разведывательных операций, сопровождения АПЛ стратегического назначения, а также способен уничтожать субмарины и надводные объекты противника.

«Юрий Долгорукий» введен в эксплуатацию в 2013 году. На АПЛ установлен ядерный реактор мощностью 190 МВт. Автономный режим работы составляет 90 суток. Американские ВС крайне настороженно относятся к этому российскому «атомоходу», который может скрываться долгое время под мощным арктическим ледяным щитом, а затем перейти в контрнаступление.

Технические характеристики:

  • водоизмещение — до 24 тысяч тонн;
  • протяженность — 170 метров;
  • ширина корпуса — 13 метров;
  • «лимит» погружения — до 500 метров;
  • скорость под водой — 29 узлов.

На АПЛ имеются «убойные» твердотопливные баллистические ракеты класса «Булава» для комплекса Д-30. Помимо этого, дополнительно предусмотрены торпедные установки калибра 533 мм, а также средства акустического противодействия. Численность экипажа подводной лодки — более 100 человек. По оценкам международных экспертов в военном деле, многоцелевая АПЛ «Юрий Долгорукий» вполне может стать ключевым элементом атомного подводного ВМФ России.

Рекорды подводного ВМФ

Не секрет, что в сфере подводного судостроения Российская Федерация «мчит» впереди планеты всей. И этот отрыв неофициально признан даже «навороченными» ВС США. Дизельные субмарины и грозные АПЛ отечественного производства на протяжении многих лет защищают национальные интересы РФ на бескрайних просторах Мирового океана. Кроме этой ответственной миссии, российские подлодки приумножают славу ВМФ техническими рекордами, которые до сих пор не смогли повторить другие морские державы. На верфях России созданы уникальные подводные лодки, которые поражают своими возможностями.

  1. Самая скоростная

В декабре 1970 года многоцелевая АПЛ «Анчар» К-162 смогла разогнаться под водой до 44,75 узлов, что в переводе на километры составляет 82,7 км/час — бескомпромиссный рекорд, который остался непобитым на протяжении десятилетий. За высокие показатели маневренности и мобильности советский «атомоход» премиум-класса с титановым корпусом и ядерными силовыми агрегатами на борту прозвали «убийцей авианосцев». Специальная двухвальная пароэнергетическая установка продемонстрировала запредельную мощность — по 40000 л. с. на каждом валу. Догнать «Анчар» под водой не могла ни один корабль мира. Наибольшую опасность АПЛ представляла для надводных целей, поскольку на борту были предусмотрены скоростные противокорабельные ракеты «Аметист» с подводным стартом. Создание подлодки «Анчар» К-162 по значимости приравнивают к полету в космос.

  1. Самая глубоководная

Советская подлодка «Комсомолец» относится к АПЛ третьего поколения. Ее главная «изюминка» — облегченный титановый корпус, под которым скрывается мощный силовой агрегат на базе атомного реактора. Создана еще в 1983 году по спецпроекту 685 «Плавник», который «курировал» главный инженер конструкторского бюро ЦКБ-18 Н. А. Климов. Эта субмарина могла без проблем погружаться на глубину более одного километра, благодаря чему оставалась полностью недосягаемой для любых вражеских противолодочных технических средств и подводного ракетного оружия. При этом торпедное вооружение самой подлодки, благодаря специальной конструкции пусковых аппаратов и отсеков, оставалось вполне работоспособным даже на таких больших глубинах. Мировой рекорд по самому глубокому погружению, поставленный АПЛ «Комсомолец», — 1027 метров. Повторить подобный эксперимент не смогла ни одна современная подводная лодка.

  1. Самая большая

В 1981 году на вооружении Северного ВМФ поступила атомоходная подлодка «Акула», которая считается самой огромной субмариной в мире и даже получила прозвище «подводный слон». Протяженность этого «исполина» составляет 170 м, ширина — 23,3 м, максимальное водоизмещение — 48 тысяч тонн. «Акула» по праву занесена сегодня в Книгу Рекордов Гиннеса. Американцы давно поняли, что размер этой подводной лодки действительно имеет значение, поскольку на борту советской «Акулы» находится двадцать ракет класса РСМ-52 — это трехступенчатые баллистические боеголовки межконтинентального типа. Согласно технической документации, одного залпа ракет РСМ-52 вполне достаточно, чтобы не оставить от западного побережья США и «мокрого места».

ВМФ сегодня

Современные ВМС Российской Федерации обладают мощными, надежными, на 100% боеспособными и технически совершенными кораблями и субмаринами, которые уверенно и твердо стоят на страже защиты интересов Родины, а также способны вести эффективные боевые действия в любой акватории Мирового океана. Со времен Петра I главным символом действующих подразделений ВМФ является Андреевский флаг. В условиях «скрытого» противостояния между РФ и США огромное внимание уделяется своевременному переоснащению и перевооружению кораблей и подводных лодок.

Кроме модернизации боевого сектора, в ближайшем времени планируется обновить минно-тральные силы, а также техсредства и технику вспомогательного флота, который представлен специальными судами обеспечения. Ключевым направлением в развитии военно-морского флота является увеличение количества ледоколов. Планируется в срочном порядке построить новые атомные суда, которые смогут без проблем пробивать 4-метровую толщу льда. Кроме мощного атомного ледокола «Арктика», готовятся к спуску на воду ледоколы-«неатомники» «Александр Санников» и «Виктор Черномырдин».

300-летняя «биография» советских и российских сил ВМФ действительно впечатляет. В ней есть все: взлеты и падения, сокрушительные победы и поражения, мировые рекорды и достижения, славные морские традиции. История развития и становления военно-морского флота — это героический труд тысяч людей, а также великие подвиги моряков, совершенные во имя Родины. В мирное время и суровые годы, благодаря усердию и стараниям многих поколений, Россия уверенно и целенаправленно отстаивала право на неприкосновенность внешних границ и независимость, и смогла добиться не только стабильного экономического процветания, но и признания собственного суверенитета.